О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТРАНЫ

20.03.2024



О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТРАНЫ

 

А.Амребаев

Директор Центра политических исследований ИФПР

 

19 марта 2019 года, первый глава современного суверенного Казахстана, Нурсултан Назарбаев подписал указ о сложении полномочий президента по собственному желанию.

С 20 марта 2019 года действующим Президентом Республики Казахстан, согласно Конституции, стал председатель Сената Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. По Конституции, он должен был быть главой страны до окончания выборного срока предыдущего президента, то есть до апреля 2020 года. В связи со сложившейся на тот момент политической обстановкой в стране, когда оппозиционные и другие гражданские силы призвали к проведению в Казахстане свободных, конкурентных выборов на должность Президента, 9 апреля 2019 года в своём телеобращении к народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил о проведении внеочередных выборов, которые состоялись 9 июня 2019 года. По словам, тогда исполняющего обязанности президента, Касым-Жомарта Токаева, «это было необходимо для снятия любой неопределённости». И действительно, как внутри страны, так и среди мирового сообщества была неоднозначная трактовка процесса политического транзита в Республике Казахстан. Некоторые критики рассматривали этот процесс в качестве согласованной в политической элите преемственности власти от одного поколения руководителей к другому, Однако, с правовой точки зрения в Казахстане была безукоризненно соблюдена «буква закона», то есть исполнены все Положения Конституции страны и избирательных норм при проведении выборов 9 июня 2019 года. На конкурентных и достаточно напряженных для всех сторон выборах, в которых участвовали 7 кандидатов от разных политических сил и самовыдвиженцев, победу с результатом в 70,96% голосов, одержал Касым-Жомарт Токаев, обладавший самым серьезным опытом международной деятельности в нашей стране. Этот опыт включал в себя не только статус экс-министра иностранных дел и экс-премьер-министра, но также и одного из заместителей Генерального Секретаря ООН, что являлось достаточно важным как для внутренней аудитории, так и мирового сообщества.

Думаю, что этот выбор был неслучаен, так как Казахстан с самого первого дня обретения современного суверенитета испытывал на себе достаточно сильное давление мировых геополитических центров силы. А дальнейшая динамика развития международных отношений после 2019 года на деле оказалась еще более турбулентной, чем ожидалось. Мир вступил в фазу «новой нормальности» со множеством диспропорций и конфликтов, повсеместного нарушения норм международного права, девальвации ценностей общего глобального мироустройства. Казахстан оказался в эпицентре нового мирового противостояния. Твердая легитимность нового Президента Казахстана явилась важнейшим условием сохранения устойчивого баланса внешнего влияния на нашу страну. Основными принципами внешней политики Республики Казахстан, у истоков которой стоял профессиональный дипломат Токаев с самого начала обретения независимости нашей страной, являлись миролюбивый статус государства, твердое следование Уставу ООН и нормам международного права, многовекторный и сбалансированный характер внешней политики страны, соблюдение всех международных договоренностей и соглашений с основными странами-партнерами Казахстана, отношения с которыми были прописаны в качестве приоритетных направлений во Внешнеполитической Концепции страны. Таким образом, внешняя политика

Казахстана демонстрирует собой яркий пример взвешенной и открытой модели обретения национальной идентичности и международного позиционирования современного цивилизованного государства - члена мирового сообщества.

За это время Казахстан стал активным и инициативным игроком мировой политики. Наша страна зарекомендовала себя в качестве ответственного и, в правовом отношении, безупречного субъекта международных отношений на всем Евразийском пространстве. Это проявилось и в условиях непростого участия в таких традиционно постсоветских форматах, как Евразийский Экономический Союз и Организация Договора Коллективной Безопасности, так и в новых кооперационных связях со странами Центральной Азии в деятельности Консультационного совещания лидеров ЦА, Организации Тюркских Государств, Шанхайской Организации Сотрудничества, Совещании (ныне, Организации) по взаимодействию и мерам доверия в Азии, активного участия Казахстана в китайской инициативе «Пояса и Пути», принципиального взаимодействия в проекте Расширенного Партнерства с ЕС и согласованного американского присутствия в регионе в формате «С5+1». Данные направления в настоящее время достаточно сбалансированы и обладают необходимым эффектом синергии, не смотря на разноплановость целей и принципов организаций, а также нынешних коллизий между крупными центрами международного влияния. Казахстану под руководством Касым-Жомарта Токаева удается удерживать стратегический баланс в условиях международной конфронтации и девальвации норм и правил игры в современном мировой политике.

Простое перечисление международных визитов Президента Токаева за рубеж последнего времени, говорит об интенсивности международной повестки дня для Казахстана и новой активной роли нашей страны в международных делах. Так, к примеру, только в 2023 году Глава государств посетил с визитами различного уровня 18 стран. Недавние визиты уже в этом году в Катар и Азербайджан, можно назвать «прорывными» с точки зрения резонанса и значения для дальнейшего развития Республики Казахстан. В частности, мы наблюдаем усиление инвестиционной активности со стороны стран Ближнего Востока в нашей стране в условиях своеобразного «ожидания развязки» ситуации в Евразии со стороны западных инвесторов, или укрепление контрбаланса активному влиянию Китая на «тюркском треке» взаимодействия стран.

В повестке дня дипломатической деятельности Главы государства задачи обеспечения большей международной субъектности Казахстана, получения гарантий безопасности и открытие новых возможностей для привлечения инвестиций и расширения торгово-экономического сотрудничества. И это происходит в условиях, когда рушатся прежние инструменты обеспечения безопасности в мире, а также ограничиваются возможности сотрудничества на прежних направлениях взаимодействия. Цифры говорят о том, что Казахстану удается удерживать положительную динамику во внешнеэкономической деятельности.

Так, если в 2019 году объем товарооборота с зарубежными странами составлял около 97,8 миллиарда долларов США, то уже в прошлом году, этот показатель достиг 139,8 миллиарда американских долларов. Также, по итогам 2023 года, в Казахстан было привлечено $27 миллиардов прямых иностранных инвестиций.

Стоит в этом отношении отметить проект диверсификации привлечения инвестиций. В начале 2024 года, Президенту Токаеву удалось договориться с эмиром Катара Тамимом ибн Хамад Аль-Тани об увеличении объема двустороннего товарооборота между странами до 500 миллионов долларов США. При этом достигнуты коммерческие договоренности по инвестиционным проектам на общую сумму 18 миллиардов долларов США.

Среди вояжей, имеющих политическое и стратегическое значение стоит особо отметить участие осенью прошлого года нашего Президента в Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке, где Касым-Жомарт Токаев провел переговоры с Президентом США Джо Байденом, а также принял самое деятельное участие в многостороннем саммите «C5+1» с участием лидеров центральноазиатских стран. Далее, наш Президент был одним из самых авторитетных участников 3-го Форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь» в Пекине, где также провел консультации с китайским руководством. Другим фактом согласования расходящихся интересов стали встречи Президента Казахстана с Европейскими лидерами Германии и Франции, с одной стороны, и визит Президента России Владимира Путина в Казахстан. Необходимо заметить, что именно казахский лидер является своего рода конструктивным международным посредником в усложняющихся отношениях России с Западом. При этом, в текущей сложной международной обстановке, связанной с продолжающейся войной Украины и Россиии, Казахстан сумел поддержать необходимый уровень отношений с этими странами, избежав участи попадания под вторичные санкциии, демонстрируя достаточно гибкую дипломатическую стратегию на этом непростом треке и укрепив статус стабильного, предсказуемого и ответственного партнера на мировой арене.

Повышение авторитета нашей страны в мировой политике, наглядно демонстрируется предстоящим в этом году председательством Казахстана в таких крупных международных организациях, как ШОС, ОДКБ, СВМДА, ОТГ и полезных для Казахстана структурах прикладного характера, как Международный Фонд спасения Арала и Исламская Организация по Продовольственной Безопасности. Здесь Казахстан предполагает в полной мере реализовать свой потенциал состоятельного международного субъекта, реализовав свои прагматичные цели и задачи, как тактического, так и стратегического характера

В целом, пятилетие руководства страной Касым-Жомарта Токаева можно охарактеризовать успешным для нашей внешней политики. Казахстан всегда демонстрировал верность своей гармоничной внешнеполитической стратегии и принятым на себя обязательствам, как миролюбивого государства с четкими приоритетами и выстраивающим внешнюю политику на основе здравого смысла и прагматизма, строго руководствуясь нормами международного права.

 

 

https://www.facebook.com/aidar.amrebayev